Современный ритм жизни обязывает нас подстраиваться под быстро текущие и сменяющиеся процессы и заставляет держать в голове множество задач и информации. Подстраиваясь под эту реальность, мы включаемся в режим многозадачности. Однако, возможна ли она вообще, как влияет на эффективность работы и на наш организм?

Мне понравилась метафоричная цитата на счёт многозадачности:

«Многозадачность — это как постоянное вытягивание растения из почвы. Такое постоянное смещение внимания приводит к тому, что у новых идей и концепций не будет возможности пустить корни и расцвести», — Барбара Окли.

Считается, что многозадачности не существует в прямом понимании: наш мозг способен одновременно решать множество задач. В реальности мозг очень быстро переключается между несколькими делами, что складывается иллюзорное ощущение одновременности процессов. Но на самом деле задачи идут параллельно друг с другом, а мы просто переключаемся между ними. И каждый раз когда мы это делаем возникают «когнитивные издержки»: потеря концентрации внимания, замедление процессов. Чтобы переключиться между делами мозгу требуется несколько десятых долей секунды, и за это время мы вспоминаем, что мы вообще делали и на чем остановились. Но чем больше мы нагружаем мозг такими скачками внимания, ему требуется гораздо больше времени и энергии, чтобы сконцентрироваться. Мозг устает, скорость работы падает, замедляются реакции. 

Также расконцентрация внимания делает нас склонными реагировать на любые, даже самые мелкие отвлекающие факторы. Наш мозг не может вычленить важные и основные из всего потока информации. В долгосрочной перспективе это может привести к хронической усталости мозга, тревоге.

Многозадачность иллюзорна, потому что когда один канал восприятия задействован, информация по другому не поступает в сознание. 

Ученые Санбонматсу и Стрэйер выделили общие определнные черты для людей, склонных к прибеганию к «многозадачности»:

  • они не могут надолго удержать внимание на одном предмете;
  • им быстро надоедает рутинная работа;
  • они находятся в постоянном поиске новых ощущений;
  • они часто действуют импульсивно, им трудно себя контролировать.

Почему же сформировалась устойчивая привычка работать в таком режиме? Помимо очевидных факторов в виде ускорения темпа жизни, появления соц. сетей и желания быть «на волне» и в курсе всех событий, есть фактор, который подкреплён гормональной реакцией.

Многие учёные говорят о формировании зависимости быть многозадачным. Все дело в быстром получении гормона дофамина. Когда мы завершаем любую, даже самую простую задачу в виде ответа на сообщение в мессенджере, происходит выброс дофамина, гормона удовольствия и вознаграждения. А наш мозг любит удовольствие и стремится получать его постоянно, поэтому такая привычка закрепляется, и нам кажется, что все в порядке, «я — супер эффективный и справляюсь со всеми ста задачами одновременно». Но на деле основные сложные задачи уходят на второй план, мы постоянно отвлекаемся на мелкие дела и продвигаемся в выполнении задач гораздо медленнее, чем могли бы, если бы занимались только одним делом полноценно, давая себе время конкретно под него.

Согласно исследованию, изложенному в статье The Guardian, многозадачность  усиливает тревогу от невыполненных дел, в кровь выбрасывается кортизол, гормон стресса, который истощает наши надпочечники и наш мозг, заставляя нас ощущать себя усталыми уже к середине рабочего дня, при этом кажется, что работа стоит на месте. К тому же, так формируется хронический стресс.

Также есть данные Лондонского университета, которые говорят о том, что уровень IQ человека снижается, если заставить его выполнять несколько умственных задач одномоментно. Это падение сопоставимо с тем, если бы вы работали, не спав перед этим всю ночь. 

Ещё одно последствие нахождения в многозадачности — мы перестаём уметь быть однозадачными, нам становится супер трудно концентрировать внимание на чем-то одном. Когда вы в последний раз просто читали книгу, не отвлекаясь на сообщения, или когда вы ужинали, не смотря в телефон или в телевизор? Мы теряем концентрацию и осознанность жизни в моменте.

Однако существует исследование, подтверждающее, что люди с многозадачным мозгом есть среди нас, но их очень мало. В таком режиме могут жить 2,5% людей — говорит исследование в Psyhonomic Bulletin & Review в 2010 году. У этих людей мозг способен эффективно справляться с многозадачностью. Сам эксперимент заключался в исследовании водителей авто, которым давали различные дополнительные задачи во время управления автомобилем. Как итог: у 97,5% людей значительно ухудшилась реакция и уровень внимания, и всего лишь 2,5% людей успешно справились с вождением. Для таких людей вывели понятие supertaskers. Но все ли мы супертаскеры? Точно нет :))) 

Что мы можем себе позволить без большого вреда для мозга и без сильного снижения когнитивных показателей — это два несложных дела одновременно: это выяснили исследователи из Парижского Национального института INSERM в 2010 году. Знакомо вам, когда вы прибираетесь дома, слушая подкаст, или, может быть, вы любите слушать аудиокнигу, бегая на дорожке? Два дела одновременно нашему мозгу под силу, потому что при их выполнении активируются сразу два участка мозга (по данным МРТ испытуемых), что не несёт никакого вреда. А вот когда мы уже подключаем третью текущую задачу, наш мозг вытесняет какую-то из предыдущих двух. Мы просто забываем на момент об одной из трех. Так что, два дела — ок, третье — уже лишнее. При этом важно, чтобы два дела не были одинаково сложными и воспринимающимися нами через одни и те же каналы. Утрируя: невозможно одновременно слушать аудиокнигу и подкаст, писать доклад и отвечать на рабочие чаты, не теряя концентрации. Получается, что одновременно будут включены рефлекторный мозг, который будет выполняет простые, рутинные действия в автоматическом режиме (беговая дорожка, уборка), и мыслящий мозг, который сосредоточивает сознательное внимание на основной, нерутинной задаче (прослушивание аудиокниги).

Чтобы не попадать в ловушку многозадачности нужно работать над когнитивным контролем: 

  • учиться планировать дела;
  • ставить реальные цели и выделять временные промежутки для них;
  • уметь отличать главное от второстепенного;
  • гибко реагировать на меняющуюся ситуацию;
  • уметь распределять ограниченные ресурсы;
  • давать себе отдых между делами и смещать фокус внимания на другое дело (совершенно отличное, например, вы работаете за компьютером 30 минут без перерыва над одним делом, будет здорово встать и присесть 15 раз, переключить внимание и дело — для мозга и тела это полезно!)

Если вы хотите на маленьком задании лично убедится в том, что многозадачность забирает у вас время и силы, здесь можно сделать маленькое задание. Я проверила — реально так!

Так что, не спешите, дышите, концентрируйтесь и давайте себе время!

Корзина0

Закрыть корзину

(X)

В корзине нет никаких продуктов!